
ЧАТАЛ-ХЁЮК
Города древности
Чатал-Хёюк (Çatalhöyük) — крупнейшее неолитическое поселение в Анатолии и один из самых известных археологических памятников в мире. С 2012 г. входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чатал-Хёюк располагается на территории современной Турции, на равнине Конья, в 260 км к югу от Анкары. Состоит из двух примыкающих друг к другу холмов, западного и восточного.
Первый этап раскопок Чатал-Хёюка (1961-1965 гг.) связан с именем британского археолога Джеймса Мелларта. В 1993 году исследования возобновились под руководством также британского археолога Иэна Ходдера. Новый этап раскопок продолжается по сей день.

В ходе раскопок на территории западного холма была обнаружено поселение эпохи раннего энеолита (халколита); однако установить, было ли оно заселено в другие времена, исследователям пока не удалось.
Изучение восточного холма принесло значительно больше результатов. Здесь в общей сложности были открыты 15 уровней, от 0 до XIII, с разделением VI уровня на подуровни A и B. Радиоуглеродный анализ позволил датировать наиболее ранние слои концом VII тысячелетия до н. э., а верхние уровни, начиная с VI — периодом между 6000 и 5500 гг. до н. э. В последнее время исследователи склоняютсяк удревнению ранних слоев Чатал-Хёюка влоть до середины VIII тыс. до н. э.
Как предполагают исследователи, в эпоху неолита между холмами находился рукав реки Чаршамба. Доступность водных ресурсов способствовала развитию земледелия, которое, наравне с охотой и скотоводством, было основным занятием местных жителей.
Хорошо сохранившиеся остатки построек из слоев со II по VIII дают исчерпывающее представление об архитектуре поселения. Она была крайне консервативной и практически не менялась со временем. Прямоугольные в плане дома строились вплотную друг к другу, проходов или улиц между домами не было. Для строительства использовались необожженные глиняные кирпичи, высушенные на солнце. Полы и стены были отштукатурены и часто раскрашены красной охрой. При строительстве крыши использовались деревянные балки, также покрытые толстым слоем глины. Вход в постройки обычно осуществлялся с крыши, откуда вниз вела лестница. Окон в постройках не было, так что отверстие в крыше было единственным источником света и свежего воздуха, а также служило дымоотводом для обязательно имевшегося в каждом доме глинобитного очага.
Могилы обитателей Чатал-Хёюка обустраивались прямо на территории их жилищ. Умерших хоронили под полами (чаще всего под очагами) в скрюченном положении, завернув в шкуры или тканые простыни и положив ногами к стене, а головой — в сторону центра помещения. При этом трупы подвергались процедуре экскарнации — перед похоронами их выставляли на солнце и предавали земле лишь после того, как от тела останется только скелет. В целом ряде случаев от мертвых тел отделяли черепа и хоронили их отдельно.
Существование таких обрядов известно также и по другим архаическим культурам (например, культуре Бейда в докерамическом Иерихоне) и подтверждается настенными росписями по штукатурке в ряде зданий, которые первооткрыватель памятника британский археолог Джеймс Меллаарт определил как "святилища". Некоторые из фресок на стенах таких построек изображают хищных птиц, кружащих над обезглавленными человеческими телами, возможно, специально выставленными с целью экскарнации.

Помимо изображений хищных птиц, в Чатал-Хёюке были найдены многочисленные настенные росписи со сценами охоты, ритуальных действий, а также с геометрическими орнаментами.
Одна из наиболее интересных фресок изображает несколько рядов фигур, которые можно трактовать как изображение домов. Рядом с ними находится рисунок, который истолковывается как двуглавая вершина потухшего вулкана Хасандаг во время извержения, наблюдаемого из Чатал-Хёюка. Таким образом, эта фреска может расцениваться как первый в истории пример пейзажной живописи или картографии.
Помимо фресок стены домов украшались рельефами, изображающими крупных кошачьих хищников и скульптурами бычьих голов.
Другими предметами искусства, в большом количестве найденными в Чатал-Хёюкке, являются каменные и глиняные статуэтки — фигурки животных (быков, коз, свиней) и женские статуэтки с подчеркнуто преувеличеными половыми признаками, возможно, изображающие Богиню-Мать. Самой знаменитой из них является статуэтка, изображающая сидящую тучную женщину с оружием, которая опирается на двух больших кошек — то ли львов, то ли леопардов. Высказывалось предположение, что женщина показана во время родов.
Многочисленные находки женских статуэток породили гипотезу о матриархальном характере общества в Чатал-Хёюке и отправлении там культа Богини-Матери, однако в современной науке эти идеи не находят поддержки.

В могилы наиболее знатных жителей клали различные предметы быта, как правило, посуду. Сосуды, обнаруженные в наиболее ранних слоях, были изготовлены из дерева; со временем их заменили изделия из обожженной глины; из нее же были сделаны некоторые украшения, фигурки людей и животных.
Помимо этого, в VI слое были найдены изделия из самородных меди и свинца, свидетельствующие об освоении в этом регионе металлообрабатывающего ремесла задолго до наступления бронзового века. Жители Чатал-Хёюка широко использовали также обсидиан — из него изготавливались ножи, наконечники стрел и копий и даже зеркала.
Однако основным материалом для производства предметов быта на протяжении всего времени существования поселения был кремень. Он использовался при производстве оружия — наконечников стрел и копий — а также орудий труда.
Причины, по которым Чатал-Хёюк пришел в запустение, пока не установлены. Известно лишь, что в последние столетия его существования по соседству, примерно в 300 километрах к западу от него возникло другое крупное поселение, Хаджилар, впоследствии ставшее новым центром поздненеолитической Анатолии.