Среднеазиатские кочевники III тыс. до н. э. занимались земледелием
Об этом ученым рассказали зерна культурных растений, найденные на поселениях скотоводов Центральной Азии.
Обуглившиеся зёрна ячменя, проса и пшеницы, найденные на местах поселений кочевых племен III тыс. до н. э. в Казахстане и Туркменистане, позволяют заключить, что овцеводы, мигрировавшие в пределах горного коридора между восточной и западной частями Азии, участвовали в распространении злаковых культур.
К такому выводу пришли исследователи из университета Вашингтона в Сент-Луисе, проанализировав материалы четырёх экспедиций, которые вели раскопки на стоянках кочевых племен в Казахстане (Тасбас и Бегаш) и Туркмении (Оджаклы и стоянка 1211/1219). Американские специалисты тесно сотрудничали с туркменскими, казахскими и итальянскими археологами, а находки изучались в палеоботанической лаборатории университета в Сент-Луисе.
«Древние скотоводы служили передаточным звеном в распространении новшеств и способствовали товарообмену между территориями нынешнего Китая и государствами юго-западной Азии», — отмечает Майкл Фрачетти, ведущий специалист проекта, преподающий на факультете гуманитарных и естественных наук в Университете Вашингтона.
Образцы древней пшеницы и проса доказывают, что пастухи, мигрировавшие вдоль большого участка Шёлкового пути, использовали местные земледельческие культуры в быту и в ритуальных целях уже около 5000 лет назад, то есть на 2000 лет раньше, чем считалось до сих пор.
Народы западной Азии и древнего Китая познакомились с этим злаками гораздо раньше. Первые выращивали пшеницу и делали из неё муку как минимум с IV тыс. до н. э., но где-то до середины III тыс. до н. э. в Китае её не знали. В то же время просо, которое китайцы начали культивировать примерно с VI тыс. до н. э., вплоть до II тыс. до н. э. не встречается в юго-западной Азии. Тот факт, что в жилищах и захоронениях кочевников 2700-2500 гг. до н. э. находят зёрна обоих злаков, служит самым ранним материальным свидетельством того, что евразийские кочевые племена того времени возделывали поля и активно контактировали с соседями на Востоке и Западе.
«Новые данные могут привести к пересмотру наших представлений о смене экономических формаций в древних обществах Евразии, — говорит Роберт Шпенглер, палеоботаник и один из авторов исследования. — Теперь мы знаем, что кочевники той эпохи занимались не только скотоводством, но и земледелием, и участвовали в международной торговле».
Разнообразие злаковых культур в Тасбасе и Бегаше говорит о существовании своеобразного «зернового обмена» между Востоком и Западом, ключевую роль в котором играли именно кочевники.
Источник: Washington University in St. Louis