Ковчег Ноя мог быть круглым
31.03.2014

Ковчег Ноя мог быть круглым

Британский ученый прочитал клинописную табличку, в которой описывается конструкция лодки, построенной месопотамским аналогом Ноя.

О том, что месопотамские тексты ещё в добиблейскую эпоху содержали рассказ о потопе, известно давно. Однако расшифрованная сотрудником Британского музея Ирвингом Финкелем клинописная табличка, которая датируется 1900-1700 гг. до н. э, открывает новые грани этой истории и самая интересная из них — то, что ковчег мог быть круглым.

В целом библейская и месопотамская версии потопа очень схожи: и в той, и в другой говорится о сооружении судна, на котором может спастись герой. В обоих случаях он берёт с собой животных и посылает птиц, чтобы узнать, начала ли сходить вода, и в конце концов причаливает к горе. Очевидно, что обе традиции имеют общие истоки.

В «Эпосе о Гильгамеше» бог Энки поручает Утнапишти спасти живых существ от грозящего им затопления и в награду за этот праведный поступок дарует герою бессмертие (что впоследствии становится предметом зависти Гильгамеша). Исследователи утверждают, что эта история восходит к более раннему сказанию об Атрахасисе.

В переведённой Финкелем «Табличке ковчега» повествуется о том, как бог Энки дает наставления Атрахасису (месопотамскому Ною), обучая его строительству ковчега, подобного лодкам типа «гуфа» или «коракл». Такие круглые челны, напоминавшие большие корзины, были широко распространены в Междуречье. Ими и сейчас нередко пользуются в Иране и Ираке, в том числе для перевозки скота. Атрахасис должен был построить подобное судно гигантских размеров, с днищем диаметром около 70 м и с бортами высотой 6 м. Материалом послужило огромное количество верёвок из пальмового волокна, залитых смолой. Интересно, что документ даёт чрезвычайно подробное описание устройства этого судна. Так, на исписанной с обеих сторон небольшой табличке целых двадцать строк посвящены тому, как сделать борта и днище водонепроницаемыми. Этот процесс очень схож с тем, что должны были делать Утнапишти (Эпос о Гильгамеше, таб.11, 54–65) и Ной (Быт. 6:14).

В европейской традиции принято изображать ковчег вытянутым кораблём с заострённым носом и кормой. Ирвинг Финкель в статье, опубликованной в газете The Telegraph, отмечает, что таким кораблём легче управлять и разворачивать его в нужном направлении, однако Атрахасис не собирался никуда перемещаться, ему нужно было просто оставаться на плаву, чтобы переждать потоп.

Помимо описания ковчега, Финкель обращает внимание ещё на одну интересную подробность. В тексте, созданном за тысячу лет до письменной фиксации книги Бытия, встречается редко используемый в клинописи знак «sana», означающий «попарно, по двое». Его употребление прямо перекликается с библейским указанием взять «от всякой плоти по паре» (Быт. 6:19).

Источник: Bible History Daily