Фирменный стиль Империи Уари
20.03.2023

Фирменный стиль Империи Уари

Гончары использовали для росписи один и тот же пигмент на всей территории империи

Государство Уари (Wari empire) сформировалось на основе нескольких более древних обществ приблизительно в VI в. на юге Перу, в долине Аякучо. В VII в. влияние Уари на соседние народы активно росло, расширялась экспансия в Центральных Андах. Со временем государство Уари стало крупнейшей в регионе доинкской империей, просуществовавшей приблизительно до начала XI в. Основными предпосылками для столь стремительного возвышения Уари над соседями стали более прогрессивные методы земледелия. По мнению исследователей, одной из основных причин экспансии стала необходимость в освоении новых территорий, пригодных для земледелия. Рост численности населения требовал привлечения дополнительных ресурсов и расширения сельскохозяйственных угодий.

Уари не оставила письменных свидетельств, и многие вопросы, связанные с ее существованием, остаются загадкой. В том числе, вопросы управления империей и идеологическая основа существования государства. Одна из оригинальных теорий гласит, что важным инструментом экспансионистской политики было строительство пивоварен. Одна из подобных построек была обнаружена археологами в ходе раскопок на территории памятника Серро-Бауль, расположенного на высокогорном плато севернее города Мокегуа. Кроме того, на покоренных землях обязательно сооружался административно-культовый комплекс.


Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале “Archaeological Science: Reports”, было посвящено химическому анализу пигментов, использованных при росписи керамики. Предметом изучения стали образцы керамики 600-1050 гг., обнаруженные в Перу в ходе археологических раскопок в долинах Хекетепеке, Наска и Мокегуа. Особое внимание исследователей привлек черный пигмент в составе покрывавшей поверхность изделий краски. Полученные результаты показали, что в указанный период жители данной территории начали использовать краску, изготовленную из минералов, богатых марганцем. В более ранние периоды при приготовлении черного пигмента местные ремесленники использовали  другое сырье, в составе которого присутствовали железо и кальций.

Авторы подчеркивают, что культурное влияние Уари в керамическом производстве проявилось, прежде всего, в использовании определенного оттенка черного цвета. Он как бы унифицировал принадлежность разнообразной керамике, подчеркивая ее принадлежность населению единого государства. “Поскольку они не пользовались письменностью, материальная культура — такие предметы, как керамика, — была бы важным средством передачи социальных и политических посланий”, - сказал руководитель исследовательской группой Муро Иньяньян (Luis A. Muro Ynoñán). - “Визуальное воздействие этих объектов было бы сверхсильным”.

Образцы, происходящие из долины Хекетепеке, были  украшены в особом стиле, сформировавшемся вследствие слияния местных традиций индейцев мочика и переселенцев из долины Аякучо. Что касается обитателей долины Мокегуа, то черный цвет для декорирования керамики они вообще не использовали, и начали делать это лишь после прихода Уари и Тиуанако. “Местные гончары обладали большой гибкостью в создании гибридной материальной культуры, сочетая имперский стиль уари и украшения со своими собственными”, - подчеркивает Муро Иньяньян.

Авторы считают, что черный пигмент с марганцем мог поставляться местным мастерам централизованно, под контролем представителей государства. Этот оттенок “Wari black”, мог сочетать и усиливать традиционную для Андского региона символическую связь с предками, ночью, течением времени, и обозначением принадлежности региона к империи Уари.

Источник: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2352409X23000482?via%3Dihub