ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАДЛОВ (1837-1918)
17.09.2019

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАДЛОВ (1837-1918)

Этюды об ученых

Василий Васильевич Радлов (1837-1918) — знаменитый русский археолог и этнограф, академик Императорской Академии наук.

Василий Васильевич Радлов родился 5 (17) января 1837 г. в Берлине, и родители дали ему имя Фридрих Вильгельм. Имя Василий Васильевич он принял позднее, когда получил российское подданство. Его отец был городским комиссаром полиции, и семью сложно было назвать богатой. Тем не менее, родители делали все возможное для того, чтобы обеспечить сыну возможность получить хорошее образование. Интересы и предпочтения мальчика ставились во главу угла, чтобы процесс получения знаний доставлял ему удовольствие. Уже в годы обучения в гимназии юный Фридрих проявлял большой интерес к филологии, особенно его интересовали классические языки. После окончания гимназии он поступил в Берлинский университет, выбрав факультет философии. Именно в этот период будущий академик заинтересовался восточными языками, а благодаря общению с профессором М. В. Петрашевским укрепился в своих способностях к изучению языков. Большое значение для его становления имели лекции Августа Потта и Карла Риттера, а также Вильгельма Шотта. Под влиянием этих выдающихся учёных происходило формирование научных интересов Радлова. В университетские годы он много общался с русскими исследователями, что тоже сыграло большую роль в его дальнейшей профессиональной судьбе.

В 1858 г. в Йене Фридрих Вильгельм Радлов защитил диссертацию, которая была посвящена теме влияния религии на народы Азии. Защита прошла блестяще, а молодой учёный получил степень доктора философии, окончательно определившись с приоритетами в своей научной деятельности. Но для того, чтобы иметь возможность полноценно изучать культуры и языковые особенности тюркских народов, необходимо было работать непосредственно с носителями этих культур и языков, а значит — отправиться на Восток. Подобные экспедиции регулярно организовывал Санкт-Петербургский университет. Приступив к изучению русского языка, Ф. В. Радлов отправился в Россию, с которой судьба связала его на все последующие годы.


getImage.jpg


Приехав в Россию летом 1858 г., Фридрих Вильгельм Радлов довольно быстро наладил контакты с петербургскими учёными и чиновниками, этому поспособствовало наличие рекомендательного письма Вильгельма Шотта. Он планировал практически сразу же отправиться в экспедицию на Амур, которую планировало Географическое общество, но это не получилось. Однако вскоре появилась новая возможность отправиться в регион, который представлял для исследователя большой интерес. Поработав некоторое время при Азиатском музее, Ф. В. Радлов получил предложение преподавать иностранные языки в Барнаульском горном училище. Сдав необходимый экзамен и получив звание учителя гимназии, в 1859 г. он принёс присягу и получил российское подданство и отправился на Алтай. Это назначение открывало хорошие возможности для исследований, поскольку во время летних отпусков (теперь уже) Василий Васильевич мог организовывать экспедиции по Алтайскому краю, средства на которые выделяло правительство.

Оказавшись в Барнауле, В. В. Радлов очень много времени уделял изучению местных тюркских языков, неоценимую помощь в этом вопросе ему оказал местный житель Яков Тонжан. Уже на следующий год после приезда Василий Васильевич отправился в экспедицию, в ходе которой удалось получить очень интересные материалы о языковых и культурных особенностях многочисленных азиатских народов. По итогам алтайской экспедиции В. В. Радлов опубликовал в своей научной работе «Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии». В этой книге были сосредоточены ценнейшие знания об азиатских племенах и происхождении тюркских народов.

За почти полтора десятилетия работы в Алтайском крае Василий Васильевич совершил десятки экспедиций по Сибири и Средней Азии, изучая различные народности — алтайцев, телеутов, тувинцев, казахов, киргизов, китайцев, абаканских и западносибирских татар. Обобщив материалы этих экспедиций в монументальном научном труде, В. В. Радлов завоевал признание и авторитет среди коллег, став одним из лучших тюркологов в стране. Уникальные сведения, полученные за многие годы исследований, были тщательнейшим образом систематизированы. В нескольких томах, посвященных разнообразию восточного фольклора, он собрал пословицы, поговорки, свадебные песни, народные сказания, которые стали настоящим открытием области фольклористики. Помимо этнографических наблюдений, в Алтайский период В. В. Радлов активно увлёкся археологией, раскапывал многочисленные курганы и обследовал археологические памятники. Он стремился применять новые методы исследований и совершенствовать прежние, демонстрировал высокий профессионализм, чем вызвал одобрение и уважение ведущих археологов того времени.


2538151.jpg


В 1871 г. начался новый период в биографии Василия Васильевича — он переехал из Сибири в Казань, получив новое назначение. Теперь он занял должность инспектора татарских, башкирских и казахских школ. Переезд в Казань ознаменовался новыми возможностями — можно было изучать народности, населявшие данный регион. Но прежде, чем приступить к реформированию образовательной системы в Казанской губернии, В. В. Радлов отправился в зарубежную командировку. Спустя почти два десятилетия, он снова встретился с родителями, посетил ведущие образовательные центры, ознакомился с новыми тенденциями в педагогике и приобрел новые учебники.

Вернувшись в Казань, он активно начал применять новые знания на практике, выстраивать систему образования в регионе. В. В. Радлов считал, что образовательный процесс будет проходить более эффективно, если преподаванием займутся учителя татарского происхождения. Это должно вызвать доверие у населения, тем самым можно было бы привлечь большее количество учащихся. Помимо поиска учителей, Василий Васильевич озаботился подготовкой учебников для исламских школ, лично составив три учебника на татарском языке. Ещё одним революционным шагом было внедрение образования для татарских женщин.

Проводя реформы в системе образования, В. В. Радлов продолжал изучать тюркские языки. Большое влияние на его дальнейшую деятельность оказал знаменитый лингвист Бодуэн де Куртенэ, с которым он познакомился на занятиях кружка языковедов. Он придерживался того же принципа, что и де Куртенэ — прежде, чем изучать мёртвый язык, следует изучить живой.


540-radlov-vasilij-vasilevich.jpg


В 1882 г. В. В. Радлов издал один из важнейших своих научных трудов — «Фонетику северных тюркских наречий». Данная работа получила очень высокую оценку научного сообщества. Кроме того, в Казани он приступил к подготовке публикации фрагментов дневников путешествий по Сибири и Средней Азии, дополнив их этнографическими и археологическими очерками. Эта книга в двух томах получила название «Из Сибири» и была опубликована в 1884 г. в Германии.

В 1884 г. Василий Васильевич уезжает в Санкт-Петербург, и после избрания академиком Императорской Академии наук начинается новый этап его жизни. В столице его многочисленные таланты и огромный организаторский опыт очень пригодились на посту руководителя Азиатского музея. На новой должности В. В. Радлов продолжает ездить в этнографические экспедиции, публикуя десятки научных работ по востоковедению, а также анализировать обширный материал из Алтайских экспедиций. Большое значение для науки имела его работа над словарем тюркских языков, который вышел в свет в 1888 г. и до сих пор является образцовым научным трудом.


1401738355.jpg


Археология всегда занимала важное место в научной деятельности В. В. Радлова. В 1891 г. он организовал экспедицию в Монголию, где ему удалось обнаружить орхоно-енисейские рунические надписи. Их переводами он занялся лично, и многие материалы этой экспедиции были включены в «Атлас древностей Монголии». Благодаря исследованиям Орхонской экспедиции наука обогатилась обширным материалом для изучения древнетюркских языков, распространенных на территории Монголии. Материалы экспедиции публиковались в специальном сборнике.

В. В. Радлов не ограничился Орхонской экспедицией, он одним из первых занялся уйгуристикой, которая стала активно развиваться только в конце XIX в. На тот момент наука практически не знала уйгурских памятников древности, их численность ограничивалась единицами, а имевшиеся в распоряжении учёных сведения были крайне скудны. И в 1898 г. состоялась ещё одна важная экспедиция — Турфанская, которую совместно организовали Д. А. Клеменц и В. В. Радлов. Им удалось выявить довольно большое количество древнеуйгурских памятников, а полученные материалы легли в основу фундаментального труда под названием «Памятники уйгурского языка». Книга была написана в 1904 г., но в свет вышла только после кончины автора.


6072_640.jpg


В 1894 г. Василий Васильевич возглавил Музей антропологии и этнографии. Его уникальный опыт руководства Азиатским музеем был высоко оценён в высших кругах, и это сыграло не последнюю роль в новом назначении. Прежде чем приступить к новой работе, В. В. Радлов отправился в Европу с целью ознакомления с работой крупнейших музеев и обогащения знаний о тонкостях музейного дела. Вернувшись, он расширил штат сотрудников музея, пригласил антропологов, этнографов и лингвистов, которые принимали участие в формировании коллекций. Чтобы работа шла более активно и эффективно, он разработал систему мотивации — путешественников, коллекционеров и чиновников за переданные экспонаты поощряли наградами или повышением по службе. В. В. Радлов всячески содействовал тем, кто пополнял музейное собрание. С его приходом в Музей более активно стал производиться обмен экспонатами с европейскими музеями, была открыта библиотека, в которую он передал личное собрание книг. В 1900 г. началось издание «Сборника музея антропологии и этнографии». Вплоть до последних дней жизни он продолжал придумывать всё новые и новые планы по развитию музея.


1484639773_radlov-vv.jpg


Научное наследие Василия Васильевича Радлова огромно, оно включает в себя многочисленные статьи и книги, дневники, материалы экспедиций. Но самое главное — это пример служения любимому делу и глубокой любви к науке, который он продемонстрировал всем последующим поколениям исследователей. Будучи блестящим специалистом в области востоковедения и этнографии, он оставил яркий след в истории науки и своими многочисленными трудами оказал огромное влияние на её развитие. Увлечённость любимым делом, удивительная работоспособность, тяга к познанию и стремление нести свет знания и просвещать общественность — всё эти качества выделяли его среди многих современников.


Основные труды

  • Proben der Volkslitteratur der turkischen Stamme Südsibirien (Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи), тексты и немецкий перевод. Санкт-Петербург, 1866–1896. В 7 т.

  • Vergliechende Grammatik der nordlichen Turksprachen. Th. I. Phonetik. (Сравнительная грамматика северных тюркских языков. Т. I. Фонетика). Лейпциг, 1882–1883.

  • Worterbuch der Kinai-Sprache (Словарь кинайского языка). Санкт-Петербург, 1874.

  • Die Lautalternation und ihre Bedeutung für die Sprachenentwickelung (Гармония гласных и её значение для развития языков) // Verhandlungen des funften internationalen Orientalisten Congress. Берлин, 1882.

  • Zur Sprache der Komanen (О языке куманов) // Internationale Zeitschrift fur allgemeine Sprachwissenschaft. Лейпциг, 1884–1885.

  • Versuch eines Wörterbuches der Türkdialecte (Опыт словаря тюркских наречий) Т. I–IV. СПб., 1888–1911.

  • Die altturkischen Inschriften der Mongolei (Древнетюркские надписи Монголии). Вып. 1 и 2. СПб., 1894, 1899.

  • Observations sur les Kirghis (Заметки о киргизах). Париж, 1864.

  • Мифология и миросозерцание жителей Алтая // Восточное Обозрение, 1882, №№ 7 и 8; 1883, № 8.

  • Ethnographische Übersicht der Turkstamme Sibiriens und der Mongolei (Этнографический обзор тюркских племён Сибири и Монголии). Лейпциг, 1884.

  • Aus Sibirien (Из Сибири). Лейпциг, 1884 (русский перевод 1989).

  • Das Schamanemtum und seine Kultus (Шаманство и его культ). Лейпциг, 1885.

  • Сибирские древности // Материалы по археологии России, издаваемые Императорской археологической комиссией. Санкт-Петербург, 1888.

  • Altas der Altertumer der Mongolei (Атлас монгольских древностей). Санкт-Петербург, 1892.

  • Сибирские древности: из путевых записок по Сибири. Санкт-Петербург, 1896.