БЕТ-ХОРОН
08.06.2017

БЕТ-ХОРОН

Города древности

Бет-Хорон, или Беф-Орон (Beth-Horon, Bethoron) — название двух соседних городов в древней Палестине, упоминаемых в Ветхом Завете.

Название «Бет-Хорон» означает «дом (храм) Хорона» — западносемитского хтонического бога, культ которого засвидетельствован в угаритских, финикийских и египетских источниках. В Библии можно встретить упоминание о Верхнем и Нижнем Бет-Хороне, что было обусловлено стремлением обозначить различия между городами, однако очень часто они упоминаются под общим названием. Сейчас принято отождествлять эти два города с двумя теллями на Западном берегу Иордана, которые находятся в трёх километрах друг от друга: с Бейт-Ур эль-Фока (Верхний Бет-Хорон) и с Бейт-Ур ат-Тахта (Нижний Бет-Хорон).


Beit Ur Fawqa Aerial, 1931 Cropped

Авиафотосъемка Бейт-Ур эль-Фока (Верхнего Бет-Хорона), 1931 г. 


В стратегическом отношении Бет-Хорон играл весьма важную роль, поскольку оба города располагались на дороге, ведущей в долину Аялон из Иерусалима. Между ними проходит линия тектонического смещения пород, которая обуславливает резкий переход высот. Именно рельеф местности обусловил высокое значение Верхнего и Нижнего Бет-Хорона, которые охраняли подъём в горы на границе земель, принадлежавших коленам Эфраима и Биньямина.

Эфраимское плоскогорье начиналось именно здесь, в окрестностях Бет-Хорона, и путь из Иерусалима в направлении западной равнины становился затруднительным для путешественников. Значение этого района с древнейших времен осознавали местные правители, и именно по этой причине город несколько раз укреплялся. Проход Бет-Хорона имел большое значение в военной истории Эрец-Исраэль. В Ветхом Завете неоднократно упоминается перемещение войск по бет-хоронской дороге. В Книге Иисуса Навина присутствует упоминание о том, что по этой дороге израильтяне преследуют бегущих от Гаваона на запад амореев. В 1-й книге Царств упоминается о движении вглубь страны филистимлян с запада, которые собрались для сражения с Саулом. Первая Маккавейская книга сохранила свидетельство о наступлении селевкидских войск, которые затем были изгнаны обратно восставшими иудеями. Кроме того, Бет-Хорон присутствует в числе крепостей, построенных в Иудее полководцем Вакхидом.


BetHoron.jpg

Путь из Иерусалима через Бет-Хорон


Согласно 1-й книге Паралипоменон, Верхний и Нижний Бет-Хорон были построены Шеэрой, дочерью Ефрема. Упоминание об этом городе встречается во 2-й книге Паралипоменон: израильские наемники во времена иудейского царя Амасии нападают на иудейские города «от Самарии до Бет-Хорона». По Книге Иисуса Навина, Бет-Хорон входил в число левитских городов, которые неизменно располагались в стратегически важных местах.

Однако материалы позднего бронзового века, полученные в ходе археологических исследований на территории города, продемонстрировали, что Нижний Бет-Хорон был основан значительно раньше. Находки в Верхнем Бет-Хороне датируются железным веком и более поздними периодами.


Photograph [97.11.1]: Bonfils, Felix (1831-1886), 1237 Bethoron supérieur (Beit-our-el-foka) - Bethoron, superior village (Beit-our-el-foka)

 Бейт-Ур эль-Фока (Верхний Бет-Хорон) в середине XIX в.


Помимо Библии, упоминание о Бет-Хороне присутствует в надписи фараона Шешонка I на стене храма Амона в Карнаке (приблизительно 943-922 гг. до н. э.), в списке покорённых им городов Палестины. Судя по всему, египетский правитель вторгся в пределы Палестины по тому самому пути, который описан и в библейских текстах, что в очередной раз подтверждает стратегическое значение прохода Бет-Хорон. Вероятно, именно стратегическими соображениями руководствовался и царь Соломон, повелевший укрепить город.


Bethoron Elyon - Upper Bethoron 1880

Бейт-Ур эль-Фока (Верхний Бет-Хорон), гравюра 1880 г.


Одна из самых ярких страниц в истории Бет-Хорона связана с битвой между восставшими евреями и карательными римскими отрядами под командованием военачальника Цестия Галла. Сражение разыгралось в 66 году, во время Первой Иудейской войны, когда отряды еврейских повстанцев напали на отступавшие из Иерусалима после неудачной осады римские войска.

Отступавшее римское войско испытало немалые трудности, прежде чем добралось до своего старого лагеря, который располагался в Гибеоне. В течение двух дней военачальник Цестий Галл не мог принять решения о дальнейших действиях, за это время число окружавших лагерь повстанцев значительно увеличилось. Римляне оказались окружены практически со всех сторон, и только в этот момент Цестий Галл осознал, что промедление может стать роковым.

В попытках ускорить отступление Цестий Галл озвучил приказ ликвидировать весь груз, который может замедлить движение: в результате римляне уничтожили практически всех вьючных животных. В живых оставили только тех мулов, которые требовались для транспортировки орудий стрельбы и механизмов, попадание которых в руки врагов было недопустимо. Кроме того, орудия могли понадобиться в будущих сражениях. Закончив приготовления, римляне направились в Бет-Хорон.


Beit Ur al-Tahta1

Бейт-Ур ат-Тахта (Нижний Бет-Хорон), фото сделано между 1950 и 1977 гг.


На открытом пространстве римляне испытывали меньшее беспокойство, но как только рельеф приобретал более крутой характер, еврейские воины забегали вперёд по скалистым уступам и перекрывали выход. В этот момент другая часть повстанцев наступала сзади и гнали римлян в лощину, а со всех сторон в них летели стрелы. Из-за этой тактики римляне не могли открыто выдвинуться из лагеря.

Лишившись возможности свободно перемещаться, Цестий Галл пошёл на хитрость, чтобы его войско могло сбежать тайно. Для этого военачальник выбрал четыре сотни самых храбрых солдат, которых расставили вдоль укреплений с водружёнными полевыми знаками лагерных караулов. Этот манёвр должен был обмануть евреев и заставить их думать, что римское войско остаётся в лагере, хотя оно за ночь успело уйти на несколько километров вперёд.

После того, как евреи обнаружили опустевший римский лагерь, они устроили расправу над теми солдатами, которых Цестий Галл оставил для маскировки, и спешно пустились в погоню. Но догнать римское войско евреям не удалось, поскольку за ночь оно успело отойти на немалое расстояние, а с наступлением дня Цестий Галл ускорил бегство. В страхе и спешке римляне даже изменили своему принципу и побросали осадные и метательные машины, как и другие орудия. Впоследствии это вооружение досталось евреям, которые использовали его в борьбе против римлян.

Погоня продолжалась до Антипатриды, но к приходу евреев римляне уже успели покинуть её, поэтому повстанцы вернулись обратно, захватили оставленные орудия и другую добычу, после чего с триумфом пришли в Иерусалим. Потери среди евреев в столкновении у Бет-Хорона оказались незначительными, а у римлян они составили более пяти тысяч человек. В результате этого сражения Иудея была окончательно «очищена» от римских войск.